Переживет ли бизнес вторую волну пандемии

Переживет ли бизнес вторую волну пандемии

 

Пандемия в России началась внезапно, никто в мире к ней не успел подготовиться: ни маленькие компании, ни крупный бизнес. Первая волна ограничений, продлившая официально 2,5 месяца, нанесла серьезный урон, как малому, так и среднему бизнесу. Кто мог подумать, что даже крупные компании, с многолетним опытом работы, начнут испытывать проблемы с поставкой и продажей продукции. А такие отрасли, как туризм, гостиничный и ресторанный бизнес не только существенно сократили расходы на маркетинг, но и часть из них прекратила свою деятельность.

Переход на удаленную работу

 

Коммуникационным агентствам, заранее распланировавшим свои проекты, пришлось срочно подстраиваться под сложившуюся ситуацию, отменяя мероприятия или перенося их в онлайн. Они постоянно находились в поиске решений, которые бы смогли перетянуть внимание аудитории на себя. Эти нововведения отразились не только на персонале, но и на руководстве компаний. И не всегда урон заключался только в материальном плане.

Психологически сложно переходить на удаленную работу, не каждый сотрудник может похвастаться высокой продуктивностью на удаленке. При этом руководитель теряет возможность держать деятельность компании под своим контролем. Существуют сферы деятельности, где нельзя терять время, это может негативно сказаться на общей продуктивности, а при дистанционной работе часто возникают проблемы с согласованием и взаимодействием с клиентами и работниками.

Аудиторско-консалтинговая служба FinExpertiza провела исследования, в ходе которых была выявлена неутешительная статистика: бизнес в пандемию сильно пострадал. Россия к концу лета 2020 года потеряла почти 1100 предприятий малого и среднего бизнеса в данном секторе. По другим оценкам, за прошедший год в РФ образовалось 848 500 новых предприятий. Сокращение числа МСП составило  4,2%. За год это второе падение, так как в августе 2019 года количество МСП уже уменьшалось на 1,4%. Следовательно, динамика сокращения увеличилась в 3 раза.

Даже те предприятия, которые пережили первую волну коронавируса, были вынуждены сократить часть сотрудников или уменьшить число расходов на непрофильную сферу. А чаще всего на обе статьи расходов. Даже учитывая государственную поддержку во время пандемии, новая волна непременно станет причиной падения продаж и снижения оборотов организации.

Но любой кризис всегда оказывает двойственное влияние: кто-то проигрывает, другие же наоборот оказываются победителями. Пандемия разрушительно повлияла на экономику, но между тем смогла открыть новые возможности для заработка, а также заставила пересмотреть форматы деятельности во время ЧС, перенеся часть рабочих моментов в онлайн. Те компании, которые быстро смогли приспособиться к условиям эпидемии, сумели не только увеличить продажи, но и получили возможность расшить свой PR-функционал. Бизнес в условиях пандемии оказался особенно прибыльным для образовательных платформ, им удалось привлечь новую аудиторию.

Согласно статистике, кризис всегда является толчком для появления новых идей и видов деятельности. По данным Федеральной налоговой службы уже в мае 2020 года было зарегистрировано на 15% больше новых коммерческих предприятий, чем за апрель.

Угроза второй волны

 

Вторая волна пандемии по расчетам экспертов будет менее разрушительной, чем первая. Те организации, которые быстро переквалифицировались в соответствии с новыми требованиями и остались на плаву, также продолжат работать без особых потерь. Тот бизнес, который заточен под офлайн формат, особенно индустрия проведения праздников и мероприятий, рискует не пережить вторую волну эпидемии.

Сложно дать расклад, какие меры следует принимать при повторных ограничениях. Еще длительный период мы не сможем вернуться к прежнему ведению бизнеса. Это неопределенность продлится до тех пор, пока каждый человек не будет уверен, что и вне дома он остается в безопасности от страшной болезни.  Возвращение к прежнему формату жизни и работы наступит не раньше середины 2021 года, именно в это время вакцина против коронавируса получит широкое распространение.

Для поддержания своего бизнеса на плаву в любое время важно принимать во внимание существующий спрос. Стоит рассматривать инновационные методы ведения рабочих дел, ведь многие привычные инструменты потеряли свою актуальность благодаря пандемии. Всем, кто желает оставаться в струе, нужно находить новые способы бесконтактного общения и возможности выхода на своих клиентов.